Обучение письму. Что об этом нужно знать?

В современном мире клавиатура различных устройств используется чаще, чем ручка и бумага.
А в некоторых странах даже школы отказываются от правописания в пользу печатания на клавиатуре.

Почему письмо так важно для развития детей?

Развитие умственных способностей и памяти.

Многочисленные научные исследования доказывают, что письмо позволяет не только лучше усваивать учебный материал, улучшает память, но и повышает языковую компетенцию. Дети быстрее учатся читать, когда пишут, глубже понимая «анатомию» каждой буквы. В дальнейшем при чтении они легче распознают буквы.

Письмо развивает креативность и воображение.

При письме букв в работе с различными формами, изгибами и соединениями, у детей стимулируется способность к композиции и экспрессии. Эти качества никогда не сможет развить механическое печатание на клавиатуре.

Психологическое развитие.

Письмо - это процесс самоидентификации. Дети чувствуют в эти моменты эмоциональную близость к самим себе. У них повышается самооценка, когда они создают что-то самостоятельно.

Условия, необходимые для успешного обучения детей письму:

Мелкая моторика рук.

Моторные навыки – очень важные и часто недооцениваемые компоненты развития ребенка. Подвижные игры, упражнения для пальцев рук, игры с кубиками, мозаикой, лепка из пластилина, оригами, рисование подготавливают руку к более сложной задаче – письму. В дальнейшем на протяжении всей жизни люди, регулярно пишущие от руки, тем самым поддерживают важные нервные связи между телом и мозгом, которые отвечают за создание новых идей и мышление.

Первые пишущие инструменты. Эргономика.

Развитие моторики рук идет от более крупных движений к мелким, от простого – к более сложному, от печатных букв – к прописным. Этот переход – сложная задача для ребенка, и в этот момент становится важен пишущий инструмент - он не должен вызывать скованность движений и усталость руки, а тем более онемение пальцев. Ребенок должен быть сконцентрирован на процессе письма и получать от него удовольствие, а не преодолевать неудобство пользования ручкой или карандашом. Инструмент для письма должен быть «по руке» ребенку и иметь специальный хват, разгружающий руку.

Правильная поза при письме.

В процесс письма вовлекается все тело человека, а не только пальцы и рука. Поэтому важны не только положение пальцев на ручке, но и сама поза во время письма. Если она неправильная, возникает мышечное напряжение, которое ведет к напряжению умственному и быстрому утомлению. Когда это повторяется изо дня в день: согнутая спина, низко наклоненная к тетради голова, – все это приводит к искривлению позвоночника, ухудшению зрения. В идеале письменный стол и стул должны регулироваться по росту ребенка. Обе ноги ребенка должны стоять на полу, тогда как бедро и голень образовывать угол 90 градусов – только тогда ребенок сможет сидеть прямо и поддерживать это положение в течение длительного времени.

Отдых и игра.

Удовольствие от процесса письма - сильный мотивирующий фактор в учебе. Для плодотворного процесса обучения важна смена фаз концентрации и расслабления. Во время занятий детям рекомендуется делать 20-минутные паузы, во время которых снять напряжение помогают подвижные игры и упражнения. Движения расслабляют мускулатуру, обогащают кислородом мозг и восстанавливает способность концентрации.