#ВАШНОВЫЙПОЧЕРК Урок 2. Строчные буквы классического итальянского (канцелярского) курсива. 11-12-2018

Второй урок «Курса изящного письма плоским пером» от каллиграфа Ирины Лебедевой.

"Курсивные (от лат. «беглый») формы письма существовали ещё в Древних Греции и Риме — они предназначались для повседневных записей и были совсем не похожи на т.н. формальное письмо, первой каллиграфической формой которого считают римские капитальные буквы. Долгое время курсивные формы не привлекали внимания каллиграфов, нещадно выглаживаясь стилем с восковых табличек. Однако в эпоху Возрождения эти формы получили мощное развитие: предназначенные для деловой переписки и активно использовавшиеся в папской канцелярии, они стали героями первого учебника по каллиграфии, выпущенного в 1522 году Людовико Вичентино Арриги. 

Изначально этот итальянский, или канцелярский, курсив довольно сильно напоминал своего предшественника, готические формы письма, четким «заборчатым» ритмом и заостренностью форм. Однако с течением времени курсив становился всё более мягким и округлым. 

Поскольку это формы беглые, они имеют наклон — в разные времена он варьировался от 5° до 15°. Мы в своих практиках будем использовать среднее значение — 10° (в сетках это более частые наклонные линии). 

Угол наклона инструмента в италике составляет 40-45° (наши сетки размечены под 45°).

Поскольку существует немало пособий по итальянскому курсиву для латиницы (в том числе и то самое, 1522 года выпуска), мы с вами будем тренировать кириллицу. На Руси итальянского курсива не было, у нас была своя скоропись, однако италик был успешно кириллизован уже в наше время. 

Для начала я предлагаю вам изучить базовые элементы букв, из которых затем, как из деталей конструктора, построить основные буквы русского алфавита. Обратите внимание на различные начала и концы штрихов — более плавные, с небольшим скруглением, и более острые. 

Не забывайте при письме правильно держать инструмент и следить за тем, чтобы перо всей своей поверхностью касалось бумаги".