Викторианская каллиграфия или планшет: куда идет образовательная система? 18-01-2016

Благодаря цифровым технологиям, письмо от руки может последовать за динозаврами, но, по крайней мере, одна школа в Мельбурне плывёт против течения. Old School New School for Design and Typography — Старая Новая школа дизайна и типографики при Абботсфордском монастыре, —проводит регулярные занятия по каллиграфическому письму.

Основатель школы, графический дизайнер Вероника Гроу, убеждена, что плохой почерк разрушает творческий потенциал.

«Печатание на клавиатуре постепенно убивает наши нервные связи», — говорит она.

Для того, чтобы обосновать своё убеждение, Гроу цитирует нейрофизиологов и мыслителей, таких как Кен Робинсон (Ken Robinson), который считает, что связь между телом и умом имеет решающее значение в развитии человеческого потенциала.

«Важно сохранить эти нервные связи, потому что они ответственны за создание новых идей и мышление, и если мы перестанем их использовать, они умрут».

Письмо от руки помогает выстраивать эти связи, стимулирует мозговую деятельность и иногда помогает побороть дислексию.

Гроу проводит около десяти уроков по каллиграфии в год, кроме того, она учит типографике и искусству подписи.

Недавно мировые газеты пестрели заголовками о том, что Финляндия объявила о том, что вскоре в их школах письмо от руки станет необязательным. А в США в нескольких штатах больше не обучают чистописанию, а вместо этого сосредотачиваются на «клавиатурных» навыках.

Тем не менее, в Австралии вопросу развития почерка по-прежнему уделяется большое внимание. Учащихся начальной школы обучают викторианскому каллиграфическому письму, соединять буквы между собой они начинают в третьем классе.

«Викторианская учебная программа включает консультации и тестирования почерка учеников. Ученики должны осваивать письмо, формируя всё более чёткие буквы с плавными переходами, постоянно прогрессируя», — говорит пресс-секретарь по развитию детей младшего возраста Министерства образования Австралии. «В то время как некоторые школы могут выбирать „цифровой“ путь обучения, вводя в программу применение клавиатур компьютеров или планшетных устройств, всё же это пока не является обычной практикой для школ».

В начальной школе Брайтон-Бич ведущий преподаватель Ким Анкрум говорит, что изучение письма от руки помогает развивать у детей мелкую моторику, а также понимать то, как звучат слова.

Она вспоминает случай двухлетней давности: один из ее младших учеников произнёс букву «g», написанную шрифтом Times New Roman, как «Google». Этот шрифт в течение длительного времени использовался в брендинге поисковой системы.

«Для меня это действительно демонстрирует важность обучения почерку и понимания корреляции между звуком и буквой».

Возвращаясь к Старой Новой школе: Вероника Гроу утверждает, что возвращение к пониманию важности письма от руки больше имеет отношение к пониманию важности дисциплины и сосредоточенности в то время, когда смартфон отвлекает сам по себе — достаточно просто его включить.

«Я думаю, что письмо учит внимательности, помогает мозгу находить связь с телом и сосредотачиваться».